В каждой церкви Петропавловска велась метрическая книга. В ней записывались акты гражданского состояния: крещение, венчание, отпевание.

Как уцелели эти книги в огне революции — удивительно! В архиве североказахстанской области такие книги сохранились с 1888 года. Книга — это, своего рода, паспорт человека. В книге записывалось, к какому сословию относился человек, его вероисповедание, семейное положение. Ещё Екатерина II составила положение о делении общества на сословия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне, разночинцы, военные.

Мой дед по линии матери, Лапин Прокопий Степанович, родился в семье крестьян в деревне Дубровное Колобинской волости — сейчас это Кызылжарский район. И хотя дед работал в компании «Зингер» и всю сознательную жизнь жил в городе, во всех книгах он был записан как крестьянин.
Бабушка, Елизавета Ивановна Колмогорова, была из мещан, но выйдя замуж за деда, стала крестьянской женой, и везде, где она крестила детей, бывала на свадьбах — везде писалось «крестьянская жена». В книге крепостной церкви я нашла своего прапрадеда, он умер 14 июня в 1902 году — Филипп Иванович Колмогоров, отставной рядовой, возраст 79 лет.

В записях церковных книг преобладали три сословия, которые жили в Петропавловске: мещане, крестьяне, военные. Сейчас уже многие не знают, кто такие мещане. Мещане — это люди, которые имели своё дело: магазин, лавку, мастерскую, салотопню, шерстомойку. Мещане немного не дотягивали до купцов. Купцы делились на три гильдии. Самая почётная была первая. В банке у купцов I гильдии был счёт 50000 рублей, II гильдии — 20000 рублей, III гильдии — 8000 рублей. У мещан счета в банке были поменьше или их вообще не было. Мой прадед Иван Филиппович Колмогоров был из мещан. Он имел мастерскую, где делали брички, пролётки, дрожки. Дом у прадеда был двухэтажный. На первом этаже была мастерская, на втором — жила семья. Дом, к сожалению, не сохранился, разрушился от взрыва газового баллона в 50-ые годы двадцатого века. Дед очень гордился, что он мещанин. У мещан даже было своё место отдыха — Мещанский лес. Он и сейчас сохранился и находится по правую сторону сторону от Борков.

Читаешь метрические книги и удивляешься, что к нам приезжали люди из всех губерний России. Я насчитала 14 губерний. Деление в России было такое: губерния, уезд, волость. И хотя человек жил в Петропавловске долгие и долгие годы, но записывался он по своей губернии: Черниговской, Полтавской, Воронежской. Сельские поселения делились на деревни, сёла и слободу. В селе и слободе были церкви. Слобода — это было село, где было волостное управление, церковь и какие-то промыслы: выделывание шкур, катание валенок, кузница, мельница.

Интересны имена, которые давали новорождённым, теперь таких имён и не встретишь. Девочкам давали имена: Агафья, Федора, Евфалия, Агриппина, Аполинария, Васса, Степанида, Сусанна. У мальчиков встречались такие имена: Косма, Аполлон, Платон, Самсон. Среди граждан Петропавловска я насчитала 8 потомственных почётных граждан. За что они получили такие звания, мы теперь не узнаем, но, наверное, что-то хорошее сделали для города. Среди почётных граждан: Феодосий Платонович Некрасов, Василий Иванович Каменщиков, Алексей Иванович Пырьев, Данила Иванович Канныч. В книге имеется такая запись: «У турецкого подданного Николаева родился сын Михаил». Как оказался у нас турецкий подданный — загадка. «Датский подданный Иенс Карлович Якобин, лютеранин, венчался первым браком на мещанской дочери Евфалии Сусельниковой». Интересна фамилия Великий, которая несколько раз встречается в книге. Среди Великих есть и Пётр Великий.

Среди записей о рождении детей обязательно указывалось, что брак законный. Если девушка рожала без брака, то о ней при крещении ребёнка писалось так: « У крестьянина Александра Налобина дочь — девка Александра Налобина родила незаконнорождённого сына Тимофея». Очень велика была детская смертность. Умирал почти каждый третий ребёнок. Болезни, от которых умирали дети: понос, родимец, оспа, коклюш.
Каким-то образом к нам в Петропавловск попал японский подданный ко-рейского урожения Георгий Александрович Чеванов, православный. У него родилась дочь Зоя. Жили в нашем городе и Романовы. У Тихона Трофимовича Романова в 1912 году родилась дочь Анна. В 1911 году умер военно-обязанный из Австрии Франц Бауэр, лютеранского вероисповедания. Рожали незаконных детей не только девицы, но и вдовы. «Вдова, казачья жена Лукерья Черепанова родила незаконнорождённого сына Петра».

Села и деревни в Северо-Казахстанской области были населены крестьянами, кроме этих поселений были казачьи станицы, посёлки, выселки. В 1876 году в Петропавловском уезде было 45 казачьих станиц, 32 возникли на Горькой линии. Казаки сибирского казачьего войска крестились, венчались и отпевались в Покровской церкви, ныне собор Св. Петра и Павла в Петропавловске.

Листая метрические книги, я прикоснулась к истории, нашла своих родственников. Они честно работали, венчались, рожали детей, умирали в своё время. Спасибо им за то, что они подари нам, своим потомкам, здоровье, трудолюбие, честность и благородство. Вечная им память всем, кто создавал наш город и остался в нём навеки.

Вера ЯВОРСКАЯ,
краевед