Пожалуй, здание, о котором сегодня пойдёт речь, стало в нашем, пусть пока небольшом экскурсе в дореволюционную историю Петропавловска, одним из самых загадочных. В процессе подготовки материала о нём мы обнаружили в исторических материалах целых три (!) претендента на звание его владельца.
Итак, сегодня пойдёт речь о так называемом петропавловском «Колизее», что располагается на территории областной больницы по адресу Брусиловского, 20. Здание было построено приблизительно в конце 19 – начале 20 века. Двухэтажное, кирпичное — оно было воздвигнуто в целях открытия в его стенах торгового дома. На протяжении нескольких лет после своего строительства оно использовалось по назначению, а вот после свершения революции было национализировано и передано государству. С тех пор здесь в 30-40-е годы 20 века размещался обком партии, а позже оно стало корпусом областной больницы. Пока на благо здравоохранения примерно в середине 80-х годов не было построено новое здание, расположенное вдоль ул. Пушкина, куда переместились все кабинеты и палаты из бывшего «торгового» дома. С тех пор здание стало пустовать и страдать от рук мародёров. Сегодня этот памятник историко-архитектурного значения нашего города находится в частной собственности и пребывает в плачевном состоянии. Он уже несколько десятков лет служит пристанищем для лиц без определённого места жительства.
Здание с великолепной архитектурной кладкой сегодня многие жители Петропавловска называют местным «Колизеем». И не зря, зияющие зарницы его оконных проёмов наводят страх и тоску, а погибающее архитектурное величие ещё раз напоминает о том, что нет ничего вечного.
В поле зрения наших корреспондентов это произведение архитектурного искусства попало уже давно. Только вот докопаться до истины его происхождения на свет мы смогли буквально накануне. Конечно, материалов как о владельце этого торгового дома, так и о его судьбе очень мало. Но, как говорится, что-то лучше, чем совсем ничего.
Информационный повод к написанию данной статьи дал материал местного краеведа Надежды Кирилловой, в котором шла речь о торговом доме купца Рустама Яушева, построенного, по данным исследователя, в 1913 году по проектам архитектора И. Гранильщикова (также как и Романовское училище). Но вот только нам, как в статье краеведа, также как в других трудах и материалах местных и прочих историков и краеведов, не удалось обнаружить точного имени того самого купца, на чьи средства было воздвигнуто это, по тем временам, огромное двухэтажное здание. Надежда Кириллова ссылалась на то, что в купольных сводах здания есть, на её взгляд, аббревиатура, указывающая инициалы мусульманского купца – «Я» и «Р». Сегодня только этот довод можно считать единственным доказательством принадлежности здания к своему хозяину. Хотя он является весьма спорным. На наш взгляд, если присмотреться к буквам, то они одинаковые и никакой «Р» там и не пахнет, а расположены две буквы «Я», стоящие «спинами» друг к другу. Ну, это, конечно, на наш обывательский взгляд.
В общем, перечитывая весь интернет, все материалы местных краеведов и форумы, на которых ведётся обсуждение фотографий дореволюционного и советского Петропавловска, мы натолкнулись на мысль одного из «форумчан» под псевдонимом «историк», что это здание никогда не принадлежало купцам Яушевым, а было в собственности купца первой гильдии Коровина и построено в начале 20 века. Он также сообщает всем обсуждающим, что на Соборной площади был двухэтажный торговый дом Шамсутдинова рядом с «горотделом», а в этом здании («Колизее») в 40-50-е годы был Обком партии, а позже облбольница.
Также на форуме сайта «Мой Петропавловск» один из жителей нашего города, бывший свидетелем тех времён, рассказывает, что во времена его детства, когда здесь находился один из корпусов областной больницы, он часто бывал здесь на работе у своей мамы. По его словам, к середине 80-х уже достраивался новый корпус, и необходимость в старом постепенно отпадала: «Однако тогда ещё заведующая поликлиникой сумела отстоять то, чтобы здание внесли в список охраняемых памятников. Вскоре постройка напомнила о том, что за ней нужен хоть какой-то уход: помню, как на лестнице, над левым её крылом, отвалился с потолка кусок штукатурки, и, хотя он никого не «пришиб» тогда, сначала закрыли то крыло лестницы, а очень скоро и всё здание. В последующие годы я с интересом продолжал следить за судьбой этого здания. Помню какую-то статейку в местной газете о том, что здание продано в частную собственность какому-то молодому коммерсанту, который планирует вот-вот отреставрировать его, но, с целью заработать денег на ремонт, планирует открыть автостоянку на площадке перед этим зданием. Только вот что-то ни ремонта, ни стоянки я там, кажется, так и не видел. К слову, конструкция этого сооружения, чему я был удивлен, довольно прогрессивная для того времени. Все перекрытия выполнены из металлических балок, пространство между которыми либо залито железобетоном, либо заложено плитами (второе менее вероятно). Бетонная лестница сохранилась по сей день, бетон только местами повреждён, но в целом перекрытия целы. Да, какие-то деятели полностью растащили балки перекрытия цоколя/первого этажа, но этажом выше всё более-менее цело. На крыше, которой уже нет, растут молодые берёзы. Интересно, кто же сейчас является его собственником… Обидно, что здание погибает по его вине. Понятно, что наши органы, призванные охранять памятники, смотрят на это сквозь пальцы, потому что, кажется, здание можно было давно отобрать у собственника за невыполнение реставрационных работ. Видно, есть дела и поважнее, раз уже более 20 лет стоит в центре города полуразрушенный памятник».
По сообщению ещё одного «форумчанина», который был в «Колизее» совсем недавно, его состояние с каждым днём становится всё хуже: на втором этаже пол обваливается, здание стало обителью бомжей и наркоманов, везде мусор. Плюс ко всему оно представляет серьёзную опасность для местной детворы, которая на досуге не прочь заглянуть в заброшенное здание, дабы разнообразить свой быт.
С появлением этой записи на форуме, что данный торговый дом якобы никогда не принадлежал купцам Яушевым, а находился в ведомстве купца Коровина, мы засомневались и решили обратиться к спискам памятников историко-архитектурного значения нашего города, который размещается на страницах официального интернет-ресурса акимата города Петропавловска. Надо признаться, то, что мы увидели там, повергло наших корреспондентов в небывалое смятение. По мнению местных «хранителей архитектуры», этот торговый дом не принадлежал ни Яушевым, ни Коровину, а купцу Шамсутдинову.
Вот, что мы находим в его описании: «расположено по улице Брусиловского, 20. Здание строилось в 1915-1916 годах предположительно под торговый дом Шамсутдинова. После 1917 года здание занимали различные государственные учреждения: в 30-60-х годах – областной комитет партии, в 70-90-х годах – областная больница.
В настоящее время здание находится в частной собственности.
Здание двухэтажное, кирпичное, имеет коридорную планировочную структуру. Фронтальная композиция главного фасада расчленяется вертикальными пилястрами на шесть частей, две из которых завершаются декоративными рельефными парапетами. Как угловые, так и рядовые пилястры выходят выше отметки кровли. Интерьеры имеют большие наслоения в отделке, декор достаточно сдержан, но ближе к стилю «модерн».
Здание являет собой образец исторической планировки провинциального купеческого города, характерной для XIX – начала ХХ века, выразившейся в плановой комплексной застройке кирпичных построек делового и торгового назначения и является архитектурным наследием города.
Принято под охрану решением облисполкома (№ 478 от 11.11.79 г.)».
Обнаружив в официальных документах третьего претендента на право называться владельцем двухэтажного торгового дома, стоящего практически в центре нашего города, мы решили обратиться к краеведам. Музейный работник с 33-летним стажем, в данный момент находящийся на заслуженном отдыхе краевед Лидия Мелёхина сообщила нам, что в этом здании размещался торговый дом купца Яушева. Она ссылалась на работу историка Зуфара Махмутова, аспиранта КГУ, который проводил исторические исследования в области мусульманских купцов на территории Казахстана, в частности, татарской национальности. По его данным, владельцем данного торгового дома был купец Яушев, являвшийся потомком арских князей Яушевых. Он же служил имамом второй петропавловской мечети.
Как сообщает Лидия Матвеевна, в одном из номеров «Бахчисарайской газеты» за 1903 год, которая издавалась для всех мусульман России, также упоминалось о петропавловском купце Абдулагапе (вариация звучания имени может быть несколько иной) Яушеве – имаме мечети и владельце торгового дома.
Таким образом, наши сомнения были развеяны, и мы стали искать хоть какую-нибудь информацию об этом самом купце Яушеве, а также о его деятельности на территории нашего города. Но, к сожалению, ничего найти не удалось. Как выяснилось, династия Яушевых была прославленными купцами и производителями различной продукции. Они славились как в городах России, таких как Челябинск, Троицк и многие другие, так и в Казахстане – Шымкент, Костанай, а также за пределами этих двух государств. Только вот о деятельности настолько известных купцов в нашем городе почему-то никакой информации не сохранилось. Надеемся, что совсем скоро найдутся хоть какие-нибудь исторические документы, просветляющие эти тёмные пятна в нашей истории.
Ларец удачи
Рассказывая о купцах, оставивших для нас восхитительные архитектурные сокровища, нельзя не упомянуть о братьях Яушевых и об их удивительном «Пассаже», который был построен в Костанае более ста лет назад и пребывает в прекрасном здравии до сих пор, чего нельзя сказать о нашем торговом доме купца Яушева.
«Бизнес» братьев Яушевых развивался на территории Казахстана, Ташкента, Казани. Но самый значительный след они оставили в Челябинской области. Так, только в Троицке сохранились два здания, построенные предприимчивыми братьями. Первое — дача Яушевых, которая была возведена в 1900 году. Это был целый комплекс, в который входили главный дом, дом для гостей, жильё для прислуги, трапезная и даже фонтаны в небольших круглых бассейнах. Главный дом и дом для гостей были обильно украшены башенками и резьбой по дереву. Ещё один памятник истории и архитектуры в Троицке — здание «Пассажа» Яушевых. Датой его рождения стал 1911 год. Главный фасад «Пассажа» богато декорирован, что придаёт ему красоту, величие и роскошь. Здание использовалось как торговое заведение до 1918 года. Кстати, существует легенда, что начало торговой династии Яушевых началось с невероятного везения. Её основателю посчастливилось найти в пустыне ларец с драгоценностями.
Челябинский торговый дом Яушевых был построен в 1912-13 годах по проекту архитектора А.А.Фёдорова и открыт 10 октября 1913 года. Задолго до открытия магазина его рекламе отводилась целая страница в газете «Голос Приуралья». В торговом доме размещалось 3 отделения: рознично-мануфактурное, оптово-мануфактурное и оптово-галантерейное. Магазин предлагал десятки разных тканей: батист, оксфорд, маркизет, муслин, де-лен, пике и др. Здесь можно было приобрести самые модные товары от лучших российских и заграничных фабрикантов: кружева, вуали, перчатки, ридикюли, портсигары, искусственные цветы и пальмы, зеркала, будильники, граммофоны, патефоны, аптекарские и фотографические товары. Для оптовых покупателей делались значительные скидки. Новый торговый дом горожане по праву называли «дворцом торговли». Он стал одной из наиболее видных построек купеческого Челябинска.
Со временем дело купцов Яушевых ещё при Гайсе, основателе купеческого рода, стало успешным и весьма прибыльным.
Потомки князей в Казахстане
Яушевы занимались торговлей, строительством кожевенных, мыловаренных заводов, держали хлопковые и чайные плантации, паровые мельницы и золотые прииски, растили зерно и производили кумыс. Однако пик могущества и богатства Яушевых, в том числе в Костанае, пришёлся на то время, когда у руля семейного бизнеса встали внуки Гайсы – Абдулвали (Абдул-Вали) и Муллавали (Мулла-Вали) Яушевы. В Челябинске фирма Яушевых именовалась «Торговый дом Абдул-Валей Ахметжанович Яушев с братьями», в Костанае – «Торговый дом под фирмою М-В Яушев, Г.Бикмухамедов, С.Насыров и К». Такие же торговые дома Яушевых имелись в Казани, Ташкенте и Кульдже.
Здание торгового дома в Костанае, которое всем известно, было построено купцами Яушевыми на паях с местным купцом первой гильдии Стахеевым в начале двадцатого века. Предназначалось оно для разнообразной торговли: скобяными изделиями, сельхозтоварами, продуктами. Были в этом «Пассаже» и личные покои Яушевых.
Возводили это здание купцы с прицелом на будущее, с размахом, как они делали всё. По некоторым данным, строительство завершили в 1910 году. Но это может быть и не так. Дело в том, что костанайский филиал купцов Яушевых носил название «Торговый дом под фирмою М-В Яушев, Г.Бикмухамедов, С.Насыров и К». В нём уже нет имени Абдул-Валея Яушева, который умер в 1906 году. Осталось лишь имя Мулла-Валей Яушев, он умер в 1907 году. Управлял «Пассажем» от имени купцов Яушевых и Стахеева Павел Дмитриевич Испулов. Потом пришла революция и Гражданская война, а за ними советская власть. Время купцов прошло. Правда, в период НЭПа, в двадцатых годах, «Пассажем» на правах хозяина некоторое время руководил уже не купец, а «нэпман» Стахеев. Известно также, что жена Абдулвали Яушева до революции была еще и патронессой костанайской женской гимназии.
Великие меценаты
Купцы Яушевы были известны как меценаты и исламские общественные деятели: финансировали строительство мечетей и учебных заведений, участвовали в работе Всероссийских мусульманских съездов, были членами движения джадидов.
Все троицкие мечети — памятники благотворительства. Храм на Оренбургской построил легендарный патриарх известной на всю торговую Россию фамилии Яушевых.
Среди Яушевых наиболее приметен был Абдулвали, причем не только в предпринимательстве, но и в благотворительности, участии в духовной жизни мусульман России.
Он сделал вклады в несколько мечетей и медресе. Трудам Абдулвали Яушева была посвящена книга, вышедшая в 1912 году в Санкт- Петербурге. Венцом трудов А. Яушева и его духовных соратников было просвещение: не случайно в Троицке действовали известные во всей мусульманской России медресе «Расулия» и «Мухаммадия». Среди имён их выпускников — более десятка вошедших в культуру тюркских народов страны.
О том, что случилось с купцами и благотворителями Яушевыми в революцию, рассказывает один из потомков Яушевых, востоковед Фарид Сейфуль-Мулюков:
— Имущество было национализировано, да и сами едва уцелели. Гражданская война была безжалостной везде. И особенно в Троицке, который непрестанно переходил из рук в руки. То белые, то красные, то белочехи. Во время одного из таких захватов белые казаки поставили всю семью к стенке. Знаете, на стенах жилища Яушевых везде были начертаны изречения из Корана, такая затейливая арабская вязь.
Безграмотные парни, казаки, и озверели: ах вы, жиды! Мы сейчас вас… Мгновение оставалось жить. И тут появляется офицер, чех. Ему днём раньше в доме у деда рану перевязали. Вы что, кричит, это не евреи, это татары-мусульмане! Вот после этой безумной сцены, когда все чудом избежали расстрела, они и эмигрировали. По Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) через Харбин отправились в Японию. Шёл восемнадцатый год. Жили там пару лет, а потом дедушка написал на родину: разрешите вернуться, я ничего против Советской власти не замышлял, ни в каких антисоветских организациях не участвовал. Ему разрешили, и он обосновался с семьёй в Ташкенте. Конечно, надломленный уже был человек. Прожил недолго. Когда умер, полгорода его хоронило. Очень его уважали.
Интересный эпизод, с ним связанный. В июне 1992 года я был в Татарстане на I Всемирном конгрессе татар. Побывал в Арском районе и разговорился с главой администрации. Слово за слово, и когда он узнал, что я из рода Яушевых, буквально подпрыгнул. Мой дед, говорит, был главным конюхом у твоего. И рассказывал, как Гали Ахмедович, большой знаток коневодства, приходил в конюшню и батистовым голландским платком промокал пот у лошадей.
Конечно, торговый дом купца Яушева в Петропавловске «Пассажем», как в Костанае, не назывался (хотя всё может быть). Но, если учесть его масштабы для того времени, то, на наш взгляд, не станет искажением назвать подобный магазин начала 20 века таким громким словом, несмотря на то, что он уступал в размерах универсальному магазину, принадлежащему «Товариществу братьев Овсянниковых и А. Ганшину с сыновьями», который в те годы уже достиг пика своего расцвета и популярности.
Справка «Пkz»
Яушевы (князья Яушевы, тат. Yawevlar, Яушевлар) — татарский княжеский мурзинский род, ветвь арских князей и единственная ветвь этого рода, признанная в княжеском достоинстве в Российской империи. Родоначальником рода является князь Явуш, находившийся на русской службе ещё до взятия Казани (1552).
Князь Явуш тем не менее участвовал в обороне Казани 1552 года, соратник Япанчи. Казанский служилый мурза Семеней, князь Багишев, сын Яушев грамотой царя Михаила Фёдоровича от 7 июня 1628 года был пожалован княжеским титулом: «за службы деда ево, князь Яушеву, и дяди ево, за князь Иванаеву, и за отца ево, князь Багишеву, и за ево, Семенееву, службу… как был пожалован отец ево князь Багиш».
Княжеская династия: князь Яуш, князь Кадыш Яушев, жена княгиня Девлекей, Иванай Кадышев, князь Багиш Яушев (ок. 1601), Семеней Багишев (1628).