Врач из Санкт-Петербурга Михаил Морозов перелистывает в российском газетном фонде старую прессу Петропавловска. В газета «Ишимский край» №22 от 2 декабря 1912 года он нашёл статью о том, как коренные жители степи собирались строить мечеть, пишет Петропавловск kz — ИА REX-Казахстан.
«Коренные жители степи – киргизы, составляют не малый процент среди местных городских мусульман-татар. Здесь киргизское население живет при несколько особых условиях, чем его единоверцы-татары. В то время, когда татары имеют в городе шесть мечетей и столь же медресе (конфессиональная школа), киргизы же имеют всего одно медресе, а мечетей совершенно нет. При таких условиях духовные требования исполнялись в общей мечети №3 вместе с татарами, где имелся и киргизский мулла М.Макулов. Ему приходилось совершать духовные обряды не только своего прихода, но всего города и даже окрестности. Такое положение создавало много неудобств и недоразумений на почве увеличивающегося прихода мечети №3.
Весьма естественно, что киргизы при таких условиях пожелали иметь особый приход при новой мечети, который по счету был седьмым и исключительно киргизским. Такая идея среди киргизов зародилась в 1907 году. Они обратились в городскую Думу с просьбой отвести им безвозмездно необходимую площадь городской земли под новую киргизскую мечеть.
Дума, обсудив этот вопрос, отвела просимую им землю на углу Большой и Старокладбищенской улиц, в размере на два двора. Желание прихожан киргизов было исполнено, и требовалась только совместная работа инициаторов по осуществлению начатого дела. Но, к сожалению, на деле произошло совершено другое. Личные счёты и расчёты сыграли отрицательную роль.
Дело началось с того, что для не построенной ещё мечети, Аллах ведает почему, стали выбирать муллу, то есть делить шкуру с неубитого медведя. Возник раздор из-за вопроса оставить ли старого муллу М.Макулова или же выбирать вместо него нового А.Талыбаева. Такое разногласие разделило киргизское население на два лагеря, которые ведут между собой крайне двусмысленную борьбу уже четыре года. До сих пор ещё не приступили к сбору пожертвований, составлению сметы и плана по постройке мечети и печально, что вместо дела идёт по прежнему раздор. Что это значит? Сознательное желание той или другой стороны затормозить дело или же просто их недальновидность, граничащая с невежеством? Таким образом, общее дело мирян переплетено с личным делом кармана. И в результате раздор… Сторонники нового муллы подали акмолинскому губернатору приговор за подписью 58 прихожан о том, что они совсем не хотят иметь нового муллу и в заблуждении своём глубоко каются. Таким образом, между обеими сторонами заключён мир и казалось бы, дело должно наладится на пользу всего общества, но пока что мы видим, дело находится в весьма плачевном положении. Грустная, знакомая картина нашей действительности».
А. Волжанин