Среди прочих там есть кортежи, на которых передвигались генсеки

— Попробуйте открыть дверь президентского ЗИЛа, чтобы почувствовать, сколько брони в ней, — предлагает мне экскурсовод Андрей.

Открыть дверь машины, на которой я мечтал ездить, будучи шестилетним пацаном! Фантастика. В то время я почему-то представлял, как работаю водителем у тогдашнего министра обороны Язова. На даче до сих пор хранится та моделька лимузина. И вот я аккуратно берусь за хромированную ручку, дёргаю — и тяжеленная дверь медленно открывается. Она, наверное, весит сотню килограммов.

В новом автомузее в Верхней Пышме представлены кортежи четырёх лидеров СССР

В новом автомобильном музее УГМК, который откроют вечером во вторник, выставлены четыре кортежа первых лиц СССР — Сталина, Хрущёва, Брежнева и Горбачёва.

Дверь бронированного лимузина Горбачёва весит, наверное, сто килограмм

Первый бронированный автомобиль представительского класса появился именно при Сталине — это был ЗИС-115. Не секрет, что в последние годы он ездил, лежа на полу сзади. При этом было несколько одинаковых машин, а потому никто не знал, в какой именно едет Сталин,

— рассказывает директор автомузея Станислав Чуркин.

На ЗИС-115 была применена особая система бронирования — бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку, обшитую снаружи кузовными панелями. Бронекорпус выпускался на военном подмосковном заводе под Подольском и имел секретное обозначение «Изделие № 100». Броня для ЗИС-115 предварительно обстреливалась на полигоне.

Такой ЗИС-115 (слева), когда его списали из гаража особого назначения, использовали во время войны в Афганистане для перевозки советских лётчиков

Сталин сам машины не водил, так как у него была проблема с одной рукой. А вот Брежнев был ярым ценителем хороших авто. Были случаи, генсек на большой скорости отрывался от своей охраны.

Хорошо известна история, когда Леонид Ильич гонял по окрестностям Кэмп-Дэвида на Lincoln (подарок от президента Никсона). Последний вспоминал, что ему было очень страшно, но после поездки он сказал Брежневу: «Вы великолепный водитель».

Брежнев любил полихачить, а потому нередко сам садился за руль

Горбачёв был последним лидером страны, который передвигался только на отечественных автомобилях. Ельцин также какое-то время ездил на ЗИЛе (например, в 1996 году по Екатеринбургу), но позднее пересел на Mercedes.

На таком ЗИЛе ездил Михаил Горбачёв

Место водителя президентского ЗИЛа

Есть в кортеже Горбачёва и весьма необычный автомобиль — с виду универсал, а на самом деле скорая помощь. Это сейчас президента всегда сопровождает карета реанимации, а в советские годы это было не принято. Именно поэтому на базе ЗИЛа и построили скорую.

Скорая помощь из кортежа Горбачёва

Кортежи сопровождали мотоциклисты на «Днепрах». И даже зимой. Чтобы мотоциклы были более устойчивы, в коляску клали балласт

На четырёх этажах музея выставлены около 300 единиц техники, из которых около половины — автомобили.

Мы смогли собрать в одном месте большое количество разных машин, которые так или иначе связаны с развитием автомобилестроения в нашей стране. Думаю, что аналогов такого музея в России пока нет,

— уверен Станислав Чуркин.

На посещение автомобильного музея надо хотя бы часа четыре, а по-хорошему — несколько дней

По его словам, в запасниках есть ещё некоторое количество уникальных авто, а потому экспозицию будут регулярно обновлять.

Совсем скоро появятся мультимедийные экраны. При их помощи мы расскажем о кортежах, о бронированных лимузинах, о нашем советском автопроме и многом другом,

— изложил планы директор музея.

Автомобильный музей находится неподалёку от Музея боевой славы

Завтра, 9 мая, новый автомузей сможет посетить любой желающий. В обычные дни билет стоит 150 рублей (подробности об условиях и ценах можно узнать по ссылке). Адрес музея: Верхняя Пышма, улица Александра Козицына, 2а.

На площадке перед музеем выставили грузовики и автобусы

На первом этаже выставлены автомобили конца XIX — начала XX века

Это первый автомобиль, который создал Карл Бенц. Это реплика — её создали по чертежам конца XIX века

Мы в Instagram! Подпишись, чтобы быть в курсе новостей!

Мощность мотора — одна лошадиная сила

Аналогичный автомобиль был в гараже Николая II. Впрочем, последний император к машинам относился весьма прохладно

Это электрокар! Milburn Electric 27L Brougham, выпущенный в 1919 году, за 100 лет до появления Tesla. Всего было выпущено более 4000 электромобилей

Pierce-Arrow Model B. На машинах этой марки передвигался в том числе и Рузвельт

Одна из фишек: фары были встроены прямо в крыло

Какое внимание к деталям!

Это BMW Dixi, который выпускался с 1935 по 1939 год

Интерьер родстера BMW Dixi

Второй и третий этажи посвящены истории отечественного автомобилестроения, начиная с первых крупносерийных машин Горьковского автозавода начала 1930-х годов и до конца XX века

Это КИМ-10-50. Таких в России всего лишь пять штук, но отреставрированный — только в музее УГМК. За основу при разработке этой модели взяли Ford Perfect

— Я буквально вчера на нём ездил! Его можно сравнить с 400-м «москвичом», поскольку КИМ в каком-то смысле его предвестник, — поделился впечатлениями директор музея

Эта обшивка оригинальна. На одном из автомобилей-доноров сохранилась карта одной из дверей. Благодаря этому удалось найти точно такой же материал

Было несколько фотографий часов, но очень долго не могли определить, какой именно завод их выпускал. Оказалось, что этим занимался 2-й часовой завод

ЗИС-110П — полноприводная версия правительственного лимузина

Накануне художники заканчивали оформление музея

Прикольный микроавтобус «Старт». Жаль, что он так и не стал серийным (всего около 100 штук выпустили)

Экспозиция четвёртого этажа посвящена мотоциклам и спортивной технике

Любой желающий уже 9 мая сможет посетить автомузей

Текст: Сергей Панин,
Фото: Игорь До,
Видео: Пётр Гиндин

3D-тур по музею