Киберспорт шагает по планете. То, что создавалось для развлечения, не устояло перед одним из основных свойств человеческой натуры — жажды соревнования. Доказать кто круче, стать первым, получить медаль/грамоту/кубок (нужное подчеркнуть). Не последнюю роль играет и денежное вознаграждение, ждущее победителя. А где соревновательный момент — там и ставки, букмекеры, прогнозы на исход турниров (ведь фанаты-болельщики тоже не против заработать). Лучшей на наш взгляд информационной базой по прогнозам и легальным букмекерским конторам безусловно считается GGBet.
Игр много. За последние 3 десятка лет их вышли тысячи. Какие-то из них изначально создавались с перспективой стать киберспортивной дисциплиной. Другая часть в своей идее полностью исключала спортивную составляющую. Но даже не смотря на это, отдельные казуальные игры всё-таки прошли в киберспорт (не смотря на отсутствие поддержки со стороны создателя).
Какая из них лучше? Сложный вопрос. Все игры разные, как и предпочтения игроков. Одни любят шутеры, другие — космос, треть — футбол (лично я предпочитаю «Heroes of Might and Magic III», но даже не представляю её на киберспортивной арене).
Но раз уж мы говорим о спорте (пусть и кибер), то проще всего измерять популярность игры величиной призового фонда на всех турнирах. Разумеется, недостаток такого подхода есть — мы не учитываем рекламные контракты, размер зарплат и прочие финансовые аспекты. Но и мы не серьёзное аналитическое бизнес-агентство.
Итак, Топ-5 киберспортивных дисциплин:
- Dota 2. Думаю, не стоит объяснять, почему именно «дотка» возглавляет список. Если верить порталу Esportsearnings, по Доте было проведено порядка 1500 турниров. Общий призовой фонд превысили $232 000 000. Большую часть этой суммы составил бюджет серии турниров The International. Ожидается, что благодаря TI10, который проходит прямо сейчас в Швеции, отрыв увеличится. И не мудрено — призовой фонд турнира порядка $40 000 000.
- CS:GO. Незабвенная «контра». Путь развития этой игры (кстати тоже от Valve) несколько иной. 20 «лямов» за один раз не выиграешь, но вместо этого мейджоры предлагают огромное количество лиг и турниров. Призовые фонды не сумасшедшие, но серьёзные — $113 500 000 на более чем пять с половиной тысяч турниров.
- Fortnite. Ка ни странно, но третье место именно за ним. Турниров по Фортнайту було проведено относительно немного — не более 700, но общий призовой фонд превысил $102 000 000 (Epic Games не поскупились). Особо урожайным был сезон 2019 года — была разыграна почти треть указанной выше суммы, $30 000 000 (Fortnite World Cup 2019), но в период карантина (и после) обороты снизились.
- League of Legends. MOBA-игра, достойная звания основного конкурента «дотки». Призовые на турнирах Riot Games в три раза скромнее — всего $83 600 000, но количество самих турниров превысило почти на 1000. Сам принцип развития «ЛоЛ» несколько иной — издатель в первую очередь поддерживает сцену за счёт зарплат игрокам, и только потом вкладывается в призовые.
- StarCraft 2. (Кудаж без него!) Классика, с которой начинался киберспорт в принципе. Призовые, разумеется, в разы меньше остальных (напомним, что это всё-таки соло-дисциплина). Но количество турниров и общий стаж на рынке всё компенсирует. Общая сумма разыгранных денег — $34 700 000, а самый дорогой турнир — WCS — разыгрывал $700 000 в 2017, 2018 и 2019 гг. Рекорд по заработанным деньгам за карьеру принадлежит Йооне Сотала (Финляндия), более известному как Serral. Заработал он $1 214 786. Кстати, он же — первый не-кореец, удостоившийся звания Чемпиона Мира (2018 и 2022 гг).
Если бы наш рейтинг назывался «Топ-10», то в него бы вошли:
- PUBG — $33 000 000
- Overwatch — $26 700 000
- Arena of Valor — $24 090 000
- Heroes of the Storm — $18 000 000
- Rainbow Six Siege – $13 700 000
В общем, киберспорт — довольно перспективное направление. И финансовая составляющая, как мы успели убедиться — главная мотивация, как для игроков, так и для болельщиков.