В ежедневной газете «Приишимье» № 101 от 25 июня 1913 года, вышедшей в Петропавловске, краевед Михаил Морозов нашел любопытный материал "Местная жизнь. К вопросу о постройке железнодорожной линии «Петропавловск-Тобольск»", пишет Петропавловск kz - ИА REX-Казахстан.
С разрешением вопроса о постройке железнодорожной линии «Петропавловск-Кокчетав-Акмолинск» является необходимым соединение этой линии с севером через Петропавловск-Ишим до Тобольска на расстоянии 400 верст. Грузооборот участка «Петропавловск-Тобольск» вполне обеспечен. Линия проходит от Петропавловска до Ишима по самой лучшей земледельческой и скотоводческой местности, а от Ишима до Тобольска захватит на громадном пространстве казенные леса, которые в настоящее время совершенно никем не эксплуатируется за исключением удобных путей сообщения.
С проведением железнодорожной линии все лесные материалы будут вывозиться на юг, в степной безлесный край, не говоря уже о тех рыбных богатствах, которыми изобилует север. Продукты же обширного степного края, как-то хлеб, скот, масло, кожи, шерсть и ископаемые богатства могут вывозиться по железной дороге через Тобольск по Иртышу и Оби морским путем на заграничные рынки. Кроме того, железная дорога окажет громадное значение на развитие заграничного импорта в Сибири.
И еще одна интересная заметка про насущную проблему, в двух словах — Загрязнение Ишима могло приводить к эпидемиям.
Ежедневная общественно-литературная газета «Приишимье» более ста лет назад критиковала действия властей Петропавловска, связанные с загрязнением реки Ишим. Речь шла и об эпидемиях, которые уносили сотни жизней горожан…. Неравнодушный журналист скрывал свои данные за псевдонимом «Скителец», пишет краевед Михаила Морозова, который законспектировал в газетном фонде Санкт-Петербурга материал из газеты «Приишимье» № 84 от 1 июня 1913 года.
Местная жизнь. К благоустройству города
Я хочу в этой заметке подчеркнуть систематически допускаемое загрязнение реки Ишим всевозможными отбросами вообще и, в частности, стоками нечистот из бань. В отношении последнего хотелось бы с особенной едкостью сказать о наших стародумцах: «Простите им, не ведают, что творят». Интересно, что думали «отцы» города, когда решили спуск воды из бани прямо в реку Ишим, вблизи нового посёлка за тюрьмой? Надеялись, что будет устроен хороший фильтр? Что сток ниже города по течению реки?
Отдавать судьбу всего города в руки какого-нибудь «банщика» нельзя. Фильтр в бане устроен, но этот фильтр может, в самом лучшем случае, пропустить в сутки 100 вёдер мутной воды, а баня выпускает в сутки не менее 2000 ведер. Как же проходят через фильтр остальные 1900 вёдер? Как я убедился, это делается очень просто: фильтр из резервуара приподнимается, и все прелести бани идут в непретендующий Ишим.
В отношении того, что сток ниже города по течению реки, тоже нехорошо. Кому известно, что как только начинается луговой сенокос, масса народа обсыпает берег Ишима, это уже выше по течению. Вторая, немного меньшая масса, со станции на работах при вывозе балласта. Таким образом, загрязнённой ишимской водой в продолжение всего лета пользуется масса народа. Всевозможного рода эпидемии у нас нередки и причина им понятна. А сколько после эпидемии остается безутешного горя…
Скиталец. Петропавловск, Акмолинская область, 1913 год