Городские управляющие столетиями не могут справиться с непроходимой грязью на окраинах Петропавловска.
Как значительный торговый город Петропавловск имел достаточные городские доходы, которые собирались на основе действующих законоположений. В пользу города шли сборы с торговых и промышленных предприятий, плата за аренду земель, принадлежащих городу и пр. В 1834 г. городских доходов было 4749р. 89 к. Куда же расходовались эти средства?
Основная доля шла на содержание полиции — 2833р. 62к. В то время в городе не было штатной полицейской команды. Очевидно в эту сумму включалось вознаграждение прикомандированным к городничему для исполнения полицейских обязанностей инвалидам, содержание пожарной команды и ещё другие расходы. На содержанке ратуши отпускалось 1394р. 05к., на ремонт и содержание мостов и перевозов — 729р.50к., отопление и освещение казарм — 75р. Спрашивается, на что же содержалась имевшаяся в то время в Петропавловске школа? Она получала средства от войскового станичного правления. В 1868 г. город имел доходов — 11363 р. 17 к. К этому времени город имел свой капитал — 79404 р. 32к. Расходы города в 1868 г. составляли 13092 р. 29к. И опять таки больше всего шло на полицию — 5366 р. 60 к. На содержание городового хозяйственного управления отпускалось 3067 р.33 к., на благоустройство и украшение города — 257 р. 65 к., на содержание городской больницы — 62р. 40к., училища — 2778 р., окружного суда — 415 р. В это время в городе, помимо станичного училища, было ещё женское училище, открытое в 1864 г. На содержание его и отпускались средства. Что касается мизерной суммы, предназначавшейся городской больнице, то её надо объяснить тем, что больница тогда содержалась за счёт «доброхотных дателей», т.е. на благотворительные средства, в частности, на средства купца I гильдии Муратова.
Благодаря сборам с торговли и промышленности составился значительный городской капитал и с каждым годом город увеличивал свои расходы. По сравнению с соседними городами, Петропавловск имел весьма солидный бюджет, что и позволило провести в начале XX века некоторое благоустройство.
В 1879 г. расходы города составили 45470 р. 88 к., в 1900 г. — 55145р. 30 к., в 1910 г. — 218895 р., а в 1915 г. они уже составляли 374143 р. 80 к.
Интересно, на что тратились деньги в 1915 году:
— Содержание городского общественного управления и сиротского суда — 9%
— Воинская квартирная повинность — 6%
— Содержание полиции — 5%
— Содержание пожарной команды — 4%
— Благоустройство города — 8%
— Содержание городских сооружений — 23%
— Народное образование — 17%
— Медицинская, санитарная и ветеринарная часть 3%
— Уплата налогов — 1%
— Содержание принадлежащих городу недвижимых имуществ — 5 %
— Уплата долгов — 7 %
— Разные расходы — 2%
Из этого расходного расписания видно, что на благоустройство города и содержание городских сооружений (водопровода, телефонной сети, электростанции, скотобойни) тратились значительные средства (31%) по отношению ко всему бюджету. Но однако город и в это время был ещё страшно не благоустроен.
Кроме Вознесенского проспекта-главной улицы города (ныне ул. В.И. Ленина), в городе не было мощёных улиц. И Вознесенский проспект был замощён не полностью. В 1915 г. около городского сада и дальше к ж/д линии он не был замощён. Особенно жуткую картину представляли спуски в Подгорье. Весной и осенью здесь была непролазная грязь. По поводу петропавловской грязи разговоров было много на протяжении всего Х1Х-го-начала XX века. Петропавловский городничий 2 апреля 1858 г. рапортовал генерал-губернатору Западной Сибири: «По ближайшему осмотру моему города Петропавловска найдено, что для правильного устройства города и улучшения его, полезно и необходимо было бы:
— Первое — по случаю тонкого грунта в городе и неустройства улиц, канав и водосточных труб, в настоящее время везде, как на горе, так и под горой, все подполья под домами наполнены водою, а улицы непроходимой грязью, в особенности под горой некоторые улицы, по словам жителей, не просыхают во всё лето, для улучшения сего необходимо по обеим сторонам улиц устроить канавы с барьерами и деревянными тротуарами…»
Эти пожелания городничего не были выполнены и 50 лет спустя. Только кое-где, в местах попоясной грязи были сделаны деревянные мостики. Канавы были на некоторых улицах прокопаны, но они не чистились и были очагом зловония. В самом центре города, на Вознесенском проспекте, в 1915 г. возле магазина городского головы Черемисинова и дома купца 1 гильдии Казанцева из-за ароматов «цветущей воды» прохожие зажимали носы. Если сам хозяин города- городской голова — не мог у себя привести в порядок канаву, то можно представить, что творилось под горой и на окраинах!
На проспекте и ближайших к нему кварталах мерцало несколько фонарей. Весь же остальной город был погружён в полный мрак. Традиционная привычка местных жителей закрывать окна с вечера ставнями лишала улицы всякого света и в дождливую погоду без ручного фонаря невозможно было пройти вечером по улице.
Окраины города имели свои названия — «Татарская слободка», «Солдатская слободка», «Копай-город», «Выселок при станции». Подгорье с середины XIX века было занято казачьею станицею.
Казаки, проживавшие в Подгорье, представляли привилегированную группу населения. Город терпел от них всякие неудобства. До нового «Положения» о Сибирском казачьем войске, опубликованном в 1846 г. (взамен старого, 1808 г.), петропавловские казаки, наравне с другими городскими жителями, платили городу поземельный сбор и отбывали квартирную повинность. Но по «Положению» 1846 г. сибирские казаки были освобождены от податей, поставки рекрут и воинского постоя. Кроме того, никому из лиц, не принадлежащих к войсковому сословию, недозволялось иметь постоянную оседлость в казачьих станицах. Поселившиеся же в них ранее должны были в течение двух лет поступить в состав казачьего войска или вовсе выселиться из пределов станицы.
После пожара 1849 г., когда выгорело не менее двух третей Подгорья, казаки стали строиться под горой отдельною станицею, и с тех пор там было прекращено строительство домов жителей, не принадлежащих к казачьему сословию. Те же жители, что имели под горой земельные участки, получили взамен их новые, на горе.
Станичные казаки в ущерб интересам города добивались для себя различных преимуществ. Царизм шёл им навстречу, видя в них верных своих слуг. В 1874 г. казаки добились открытия в станице самостоятельного базара. Это сильно ударило по интересам городских жителей, через Подгорье шли дороги в сельские местности, и крестьяне, ехавшие на городской базар, должны были обязательно проезжать через станицу, на гору вели крутые подъёмы и крестьяне предпочитали не подниматься и продавать свои продукты на станичном базаре. Городским жителям было неудобно покупать на станичном базаре, так как при больших покупках, чтобы перевезти купленное на гору, надо было нанимать подводу. В 1870-ых гг. такая подвода, смотря по состоянию погоды, стоила от 20 до 40 коп. Так что, например, дрова, купленные на нижнем базаре за 50 коп. воз, нагорному жителю обходились в 70-90 коп. воз.
Переселенцы вынуждены были жить под открытым небом.
Жуткую картину представляла северо-восточная окраина города — Солдатская слободка — петропавловские трущобы. Здесь жило беднейшее население в землянках с земляными полом и крышей. В этом же районе обитали и «босяки» — люмпен-пролетариат, не имевший определённого пристанища. В 1912 г., после сильного наводнения, часть жителей Подгорья выселилась. За Солдатской слободкой образовалась «Новая слободка», где жили те же бедняки.
В Петропавловске имелась своя «Хитровка» за Толкучим рынком, на территории старого кладбища, где собирались бездомные люди и коротали здесь целый день. Владельцы поблизости стоящих торговых лавок неоднократно поднимали вопрос о выселении отсюда бездомников.
Станционный «выселок», или посёлок являлся пролетарским районом города. Он особенно вырос в течение 1904-1907 гг., во время усиленной эксплуатации железной дороги в русско-японскую войну и по ликвидации её последствий. Тогда требовалась масса рабочих рук, и петропавловские бедняки находили себе работу на железной дороге. Скопив немного средств, они обзаводились на выселке небольшими домиками. В выселке для рабочих не было создано элементарных удобств, отсутствовало даже почтовое отделение под тем предлогом, что для него «не находится подходящего помещения».
Тут же при выселке с 1895г. находился переселенческий пункт. Он состоял из деревянного барака и 16 юрт. Этот пункт временами был страшно переполнен. В мае 1896 г., например, через него прошли 13000 человек. Дневная скопляемость доходила до 5000 человек. Помещения же, находившиеся на пункте, вмещали не более 1000 человек. В юртах не было очагов. Многие переселенцы в апреле месяце ночевали под открытым небом. Питание их также не было налажено. Кухня пункта максимально могла отпустить в день 800 порций. Из-за пищи происходили целые баталии. Из-за отсутствия санитарных условии на пункте была высокая заболеваемость.
Царское правительство никогда не могло наладить переселенческое дело. И в период проведения столыпинской реформы, когда царизм поощрял переселенческое движение в Степной край, на петропавловском пункте царили по-прежнему теснота, антисанитария, недоедание. Новая родина встречала переселенца неприветливо. А дальше в степи его ждали новые разочарования из-за неспособности царской администрации к организации переселенческих хозяйств.
Столыпинская реформа загнала в Сибирь и в Степной край сотни тысяч разорившихся крестьян, царское прави-тельство, делая ставку на усиление кулака, стремилось оставить в центральных губерниях Европейской России только то количество крестьянской бедноты, которое необходимо было для использования в качестве наёмной рабочей силы у крупных землевладельцев, у кулаков. Всю же остальную бедноту старались сплавить подальше с глаз, в Сибирь, во избежание могущих быть волнений. В.И. Ленин в статье «Переселенческий вопрос» писал: «…Землеустроительные комиссии настолько энергично «выселяли» бедняков, что даже возбуждали ропот переселенческого управления. «Землеустроительные комиссии, — протестовал один переселенческий чиновник, — образуют партии совершенно нищих, нуждающихся с места в путевом пособии, в ссуде не на домообзаведение, а на прокормление; но если, как исключение, и встречается переселенец с небольшими денежными запасами, то он весь расходуется на проезд и прокормление».
И эти «слабые» пасынки земельной политики, объявившей своим девизом «ставку на сильных», целыми тучами сплавляются в Сибирь, в неприспособленных скотских вагонах, битком набитых стариками, детьми, беременными женщинами.
…Претерпевая такие мытарства по пути «в землю обетованную», беднейшие переселенцы не находят счастья и в Сибири». (Сочинения, изд. 4, т.18, стр. 80-81).
Эти переселенцы, попав в Степной край, в значительной части оказались на положении батраков у местного кулачества и казаков.
К числу достопримечательностей Петропавловска в настоящее время относится городской сад — огромный, тенистый парк, где в летнее время петропавловцы находят культурный отдых. Но вряд ли кто знает из петропавловцев, как много пришлось иметь администрации города хлопот с насаждением сада.
В 1850-ых годах занялись устройством городского сада под горой. Помощник петропавловского городничего в 1858 г. доносил генерал-губернатору Западной Сибири в каком состоянии находится это устройство: «Место, назначенное под городской сад, по удостоверению жителей, по случаю иловато-глинистого грунта земли, вовсе неудобно для разведения сада и в настоящее время, несмотря на все принимаемые усилия со стороны полковника Майделя (городничего-А.С), на том месте нет ни одного кустарника и самая решётка мнимого этого сада представляется уже в полуразрушенном виде…»
В 1860 г. городничий приступил к устройству сада на новом месте, на старом православном кладбище (в северо-восточной части нынешней базарной площади). Было высажено до 1500 деревьев, спланированы дорожки. Городничий рапортовал генерал-губернатору: «…Оканчиваю уже остальную разработку дорожек, сделанных в овальном виде и с такою прочностью, что, надеюсь, в течение 10 лет не потребуется никаких исправлений. Садка же деревьев была так удачна, что по настоящее время ни одного из них не погибло и потому с наступлением нынешней осени предполагаю произвесть оную ещё до 15 тысяч дерев, если жители не откажут доставить к тому нужные средства». Городничий намеревался в саду соорудить тёплый «вокзал» (место для общественных развлечений), который мог бы зимою заменить и «благородное собрание» (место для развлечения дворянского общества). Однако все труды и проекты городничего ничего не дали. Деревья не прижились. И в конце 1860-ых годов было приступлено к сооружению городского сада уже на третьем по счёту месте, где он находится и теперь. Стало быть, петропавловский сад существует около 90 лет.
Были попытки заведения в Петропавловске и других садов. Наиболее удачным было превращение в 1860 г. старого магометанского кладбища в сад для магометан. Этот сад в настоящее время не существует. Он находился по нынешнему плану по Ленина, между Базарбаевой и Степанова улицами, где водонапорная башня. На вокзальной площади был разбит сквер, но за ним не было ухода и в 1909 г. он погиб. В 1911 г. сквер снова восстанавливали и он опять погиб.
В благоустройстве города имеют большое значение городские предприятия, обслуживающие хозяйственные и деловые нужды жителей. В таком значительном по торговле городе, как Петропавловск, существенно важной являлась связь с другими городами России, а позднее и с иностранными государствами. Петропавловское купечество, беспокоясь о своих прибылях, не жалело городских средств, которыми оно распоряжалось, на улучшение связи. Наличие оживлённой торговли послужило толчком для открытия в Петропавловске гражданской почты ещё в 1786 г.
После проведения в средине XIX века телеграфа в Сибири через Тюмень-Ишим-Омск, петропавловское купечество решило присоединить свой город к сибирскому телеграфу и отпустило на это дело 1500 рублей, не взяв на себя заготовку телеграфных столбов. В связи с этим министр внутренних дел 3 декабря 1871 г. сообщил генерал-губернатору Западной Сибири: «…так как Петропавловское городское общество не изъявило согласия принять на свой счёт заготовку столбов для телеграфной линии от г. Ишима до Петропавловска, то устройство этой линии по необходимости должно быть отложено до времени, когда представится возможность отнести на телеграфные средства поддержку, требующуюся на этот предмет, сверх предложенных городским обществом 1500 р». Устройство телеграфа откладывалось на неопределённое время и купечество, заинтересованное в улучшении торговых связей, согласилось сделать за счёт города и столбы. 4 апреля 1873 г. глава Петропавловской ратуши, городовой судья сообщил генерал-губернатору: «Столбы готовы, на места свалены». Постройка телеграфной линии от г. Ишима до Петропавловска, протяжением в 167 километров, началась и 20 октября 1873 года была закончена. В 1878 г. из Петропавловска был проведён телеграф в Кокчетав, Атбасар и Акмолинск.
Значительно позднее в Петропавловске была оборудована телефонная связь. Телефон был открыт в 1909г. Протяжение телефонной линии в 1911 г. составляло 32 километра, количество абонентов — 192.
Почта, телеграф, телефон нужны были купечеству и город отпускал на связь средства. Другое дело — водоснабжение. Оно купцам барышей никаких не давало. И с устройством его не торопились.При постройке железной дороги, через город, от Ишима к станции, проложили трубы железнодорожного водопровода. Город им не пользовался. За постройку городского водопровода взялся один степной капиталист, инженер Кравцев, владелец Омского телефона и известковых заводов под Семипалатинском. Он сумел заинтересовать своим проектом Петропавловскую думу. Она отпустила 40000 р. и в 1903 г. была проложена первичная сеть водопровода длиною около 5 километров. Позднее эта сеть была расширена. В 1911 г. она имела протяжение 13 километров, в городе было 8 водопроводных будок и 28 пожарных кранов. Суточный расход воды доходил до 40000 вёдер.
Первое электрическое освещение в Петропавловске появилось в кинотеатре, открытом в 1908 или 1909 году (точная дата неизвестна). Была открыта электростанция примерно в это же время и при типографии. Городская электростанция была построена в 1912 году. Электрическое освещение было только в центральной части города.
Благоустройство города зависело от городского общественного управления. Оно не в состоянии было разрешить многие вопросы городского хозяйства. В городе до революции не было мощёных улиц, за исключением главного проспекта, электрическое освещение было ограниченным, отсутствовала канализация. Такие проблемы, как пожарная безопасность, защита города от половодий совершенно были не под силу городскому общественному управлению.
Пожары в Петропавловске в течение первых 70 лет XIX века были зловещим бедствием, они в то время не унимались. Пожарная команда, образованная еще в первой четверти XIX века, не в состоянии была бороться с огненной стихией. Из-за грязи пожарные часто не могли подъехать к месту пожара. Вода тоже не всегда была поблизости. Вот неполные данные о больших пожарах в XIX веке:
9 мая 1824 г. сгорело 110 домов, в 1838 г. — 270 домов, 11 мая 1849 г.м- 435 домов и 106 лавок, 23 мая 1861 г.- 350 домов, 27 мая 1863 г. — 81 дом. В 1863 г. между 19 и 27 мая в городе было 4 пожара. Эти майские пожары напугали жителей. По поводу их штаб-офицер корпуса жандармов, подполковник Кистер доносил в Омск: «Страх, наведённый пожарами и распространившиеся в народе, не имеющие никакого основания толки, что пожары будут продолжаться, побудили многих жителей, как пострадавших от пожара, так и не пострадавших, выехать со всем своим имуществом из городу, одних — в окрестные деревни, а других — на бивуаки близ города, чему отчасти способствовала хорошая в то время погода».
Менее страшными, чем пожары, но всё же большими бедствиями были разливы Ишима. В 1824 г. из 800 домов города было затоплено 700, в 1847 г. под водой оказались три четверти города. Крупные наводнения были в 1851, 1854, 1861, 1882 гг. В 1896 г. под Петропавловском Ишим разливался в ширину на 9 километров. В 1908 г. Ишим поднялся ка 13 метров и залил Подгорье почти до Косогорья, в 1912 г, вода дошла до Косогорья.
Городская дума единственный раз за своё существование подняла вопрос о борьбе с разливами Ишима. С этой целью в Петропавловск были вызваны два инженера-гидротехника, которые в 1915 г. проектировали постройку дамбы на Ишиме. Но их проект не осуществился.